- 1.2. История развития типографских шрифтов
- 9 фактов из истории рукописного текста
- 1. Первая в мире система письменности состояла из крошечных символов
- 2. Средневековая письменность имела региональные особенности
- 3. Существует целая область, которая занимается расшифровкой рукописных текстов
- 4. Карл Великий был сторонником рукописного текста
- 5. Монахи не были сторонниками печатного пресса
- 6. Первая печатная книга очень напоминала рукописную
- 7. Исторически мастера рукописного текста быстро пробивали себе дорогу
- 8. В XVII век: покажи, как ты пишешь, и я скажу, кто ты
- 9. Пунктуацию редко использовали до XVIII века
- Подскажите, пожалуйста, историю возникновения рукописного шрифта и кто работал над его созданием?
1.2. История развития типографских шрифтов
С возникновением книгопечатания в XV в. произошел исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты. Но то, что было хорошо для рукописного исполнения, не всегда подходило для печати. Так, очень тонкие линии, выполняемые пером на бумаге, непросто было вырезать на деревянной или металлической форме, но еще сложнее воспроизвести типографским способом. Возникла необходимость тщательно отработать форму букв для многократного воспроизведения в печати.
Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы учеником Леонардо да Винчи Лукой Пачоли в 1509 г. Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался малодинамичным и однообразным.
Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.
В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью. В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность, наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. Вместе с курсивом антиквы из минускула гуманистов образовался вид рукописного письма, стилистически безупречное исполнение которого называется каллиграфией (от греческого слова kallos — красивый и grapho — писать). Иногда в каллиграфии, помимо обычного и тонкого пера используют кисти и линейки. Настоящей колыбелью каллиграфии, безусловно, являются Китай и Япония. Вне Японии и Китая в разные эпохи каллиграфические шрифты имели особые виды. Начиная с XVIII в., самой распространенной формой каллиграфии было английское письмо. Каллиграфическое письмо выглядит красивым тогда, когда оно имеет видимый наклон. Письмо может быть также прямым и с левосторонним наклоном. По этим каллиграфическим образцам созданы некоторые типографские шрифты. Во всей печатной продукции использовались одни и те же шрифты, варьировался кегль и начертание.
Растущие потребности формирующегося рынка выделили в отдельное направление шрифты рекламные, которые не годились для книг, но очень хорошо выглядели на уличных вывесках. Цель таких шрифтов — поражать воображение, удивлять, запоминаться. Оформившийся на грани последних столетий стиль модерн (Jugendstil — дословный перевод «молодой стиль») был своеобразным явлением в истории искусства шрифта. Это было господство чистой декоративности. Модно было писать сложными, украшенными переплетениями буквами. Новый дизайн шрифта, относящийся к XVIII в., принято называть переходным из-за его промежуточного положения между старым и современным стилями. К группе переходных шрифтов можно отнести такие шрифты, как Times Roman и Baskerville, их отличительными чертами являются более высокая контрастность — вертикальные элементы заметно толще горизонтальных, они также выглядят более прямыми, линейными. Засечки этих шрифтов не очень длинные, их форма близка к треугольной, иногда они связаны с основными элементами выносными линиями. Эти шрифты интересны тем, что у них почти нет индивидуальных особенностей (особенно у Times Roman), глаз быстро привыкает к ним, такой незаметный шрифт подходит для набора больших текстовых массивов. Times Roman — наиболее широко известный шрифт из группы переходных.
Новые шрифтовые идеи развивались в конце XVIII –– начале XIX в. Образцы шрифта того периода называют новой антиквой. Развитию антиквенных тенденций способствовала популярность гравюры на меди. Наиболее известные шрифты типа новой антиквы создавали известные художники: Джамбатиста Бодони (1740–1813), Фирмен Дидо (1764–1836) и Юстас Вальбаум (1768–1839). В XIX в. заметно возрастает контрастность шрифта. Дж. Бодони был вынужден усовершенствовать печатные станки, чтобы воспроизвести на них свои новые шрифты. Характерные признаки новых шрифтов — длинные, волосяной толщины засечки, не имеющие округлений, и горизонтальные элементы с такими же свойствами. Появление этих шрифтов стало очень важным в плане развития шрифтов с засечками. Шрифты на основе рисунка Clarendon составили обширную группу, куда входят современные гарнитуры типа New Century Schoolbook. Контрастность в них гораздо ниже, но все основные особенности сохранились.
В ХХ в., экспериментируя с формами готического письма, художники шрифта создали гротесковые шрифты, т. е. шрифты без засечек. Они прекрасно различимы издалека и имеют строгие геометрические формы. Гротесковые шрифты совершенствуются и занимают главенствующее положение в шрифтовой моде.
9 фактов из истории рукописного текста
До цифровой эры, на протяжении почти всей истории, человек писал от руки. Эксперты-почерковеды все чаще задумываются, останется ли востребованной их профессия? Скептики склонны ответить на этот вопрос «нет». Сегодня за человека все чаще пишут машины. Взять хотя бы текст, который вы читаете: он напечатан на компьютере, в хорошо известном всему миру текстовом редакторе. И даже подпись становится — цифровой. Кстати, сейчас высказывают мысль о том, что традицию рукописного текста надо сохранить и сделать это как можно быстрее, иначе человек разучиться писать.
Некоторые школы включают в свои учебные программы курсы, на которых преподают скоропись и каллиграфию. Эти школы настаивают, что писать от руки надо, так как это положительно сказывается на когнитивных способностях учеников. Об этом говорят и ученые, исследовавшие влияние мануальных навыков на мозг человека. Так, ученые из университетов Ставангера и Марселя, работавшие под руководством Анне Манген (Anne Mangen), сделали ввод о том, что у людей, использовавших ручку, гораздо интенсивнее работали участки мозга, которые связаны с сенсомоторными функциями, то есть интерпретацией осязательных ощущений.
Тем не менее, пальма первенства уже давно у печатного текста. И это печально, ведь почерк – это одна из тех характеристик, которая делает каждого человека уникальным, единственным в своем роде. Эксперты говорят, что в мире не существует двух человек с идентичным почерком. Что уж говорить о том, что рукописное письмо имеет многовековую историю, и очень не хотелось бы, чтобы она ушла навсегда.
О фактах из истории рукописного текста и почерка в своей книге «История и неопределенное будущее умения писать от руки» (The History and Uncertain Future of Handwriting) написала Энн Трубек (Anne Trubek). Автор уверена, что умение писать от руки не умрет в ближайшее время, «а может быть, и никогда».
Ниже 9 фактов из её книги Энн Трубек о письменности и почерке.
1. Первая в мире система письменности состояла из крошечных символов
Клинопись – система письменности шумерской цивилизации, наиболее ранняя из известных. Форму письма во многом определил писчий материал: глиняная табличка, на которой по мягкой поверхности деревянной палочкой для письма с треугольным наконечником или заострённым тростником выдавливали знаки. Древнейшим памятником письма является табличка из Киша (около 3500 г. д.н.э.). Размер глиняных табличек был 25-30 см., их обычно хранили в сундуках или специальных сосудах.
Энн Трубек, которая работала с большим количеством клинописных табличек, сказала, что большинство их по размеру не больше её смартфона.
2. Средневековая письменность имела региональные особенности
После падения Римской империи система письменности начала получать региональные особенности. Переписчики и авторы из разных регионов Европы украшали и добавляли новое в существующую систему. Это, безусловно, приводило к проблемам со чтением таких книг. Иногда «особенности» были такими сильными, что интерпретировать некоторые символы и слова было чрезвычайно затруднительно.
3. Существует целая область, которая занимается расшифровкой рукописных текстов
Не переживайте, если не можете разобрать, что написал другой человек. «Правда в том, что большинство из нас уже не может прочитать 99 процентов исторических рукописей», — пишет Трубек.
Палеографы (специалист по истории письма) изучают тексты в течение многих лет и со временем становятся профи по конкретному шрифту конкретного региона конкретного временного периода. Например, стиль и почерк в средневековых правовых документах XVIII века. Трубек подчеркивает, что даже если специалист посвятил свою жизнь чтению и расшифровке скорописи, совсем не обязательно, что он может прочитать абсолютно все рукописные источники.
4. Карл Великий был сторонником рукописного текста
Император, который был в значительной степени неграмотным, в IX в. постановил использовать единый рукописный шрифт на всей территории Священной Римской империи, области, которая охватывала большую часть Западной Европы. Это единообразный шрифт вошел в историю под названием Carolingian minuscule и доминировал в качестве стандарта письма во Франции, Германии, Северной Италии и Англии до XI в.
Готическое письмо (возникло в XII веке), с которым у многих ассоциируются средневековые тексты, является производным от Carolingian minuscule. Готическое письмо, к которому вернулись в эпоху Возрождения, стало основой он возродился в 15 веке и стал основой для западноевропейского печатного шрифта.
5. Монахи не были сторонниками печатного пресса
Монах Иоганн Тритемий (при рождении Иоганн Хайденберг; 1462-1516) высказывался в поддержку рукописного мастерства в книгопечатании. В 1492 году он написал труд «Во славу переписчикам» (De Laude Scriptorum), в котором утверждал, что, несмотря на то, что религиозные писания останутся актуальными на протяжении тысяч лет, печатная книга – это всего лишь бумага, которая в скором времени полностью разрушится. Он уверял, что печать делает книги неприглядными, ведёт к орфографическим и другим ошибкам. Он писал, что историю будут изучать по рукописным текстам, а не печатным. Такое отношение к печатным книгам не было связано с тем, что он потерял место переписчика из-за печатного станка, нет.
Мартин Лютер, благодаря которому книга стала массовым и недорогим товаром, тоже жаловался на качество печати, как сегодня многие жалуются на качество текстов в интернете. Он был невысокого мнения о книгопечатниках и нередко участвовал в производстве книг, настаивал, чтобы шрифты делали более разборчивыми.
6. Первая печатная книга очень напоминала рукописную
Первопечатные книги (инкунабулы) очень напоминали рукописные книги: как шрифтом, так и по дизайну. Почему первопечатники подражали рукописям? Потому что рукописи ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола. Любопытно, что на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа.
В первых книгах типографии Гуттенберга первые буквы каждого абзаца были красного цвета, как в рукописях.
7. Исторически мастера рукописного текста быстро пробивали себе дорогу
С появлением и широким распространением печатного станка, переписчики и мастера каллиграфии остались без работы. Они довольно быстро нашли себя в других занятиях: становились учителями, репетиторами, авторами книг по правописанию. Мастера рукописного текста стали высокооплачиваемыми профессионалами. Предприниматели и госорганы стали нанимать секретарей из числа таких мастеров.
Это стало одним из распространённых сценариев карьеры и повышения классового статуса в средневековой Европе. Например, секретарь кардинала, а то и самого Папы Римского, было высшим положением, коего мог достичь простолюдин.
8. В XVII век: покажи, как ты пишешь, и я скажу, кто ты
В XVI-XVII веках письмо стало отличительным знаком, которое могло многое рассказать о его владельце, например, какое высшее учебное заведение тот окончил. Простолюдин и аристократ использовали различные стили письма. Да что там классовые различия! Письмо могло отличаться у людей из разных профессий…и даже разного пола. Одним почерком человек мог составлять письмо по делам бизнеса, другим – по юридическим вопросам. В Англии был разработан целый стандарт письма для юридических документов, что крайне утяжелило их расшифровку теми, кто был вне «касты».
9. Пунктуацию редко использовали до XVIII века
Это сейчас люди могут прицепиться к автору из-за отсутствующей запятой или путаницы с дефисом и тире. Раньше никаких стандартов по пунктуации не существовало. Первые орфографические словари опубликовали в XVII веке. Но и с выходом правил люди продолжали писать, как умели, не слишком заботясь о запятых и тире. Энн Турбек в своей книге отметила, что пунктуация обрела своё законное место в письме только к XVIII веку.
Автор: Шонэси Ферроу (Shaunacy Ferro). Перевод выполнен сотрудниками Института судебных экспертиз и криминалистики.
Подскажите, пожалуйста, историю возникновения рукописного шрифта и кто работал над его созданием?
Самое удивительное в том, что сначала возникли рукописные шрифты.
Писцы средневековья старались придерживаться какого-то единого шаблонного почерка.
Так возникли некоторые унифицированные шрифты: текстура, ротунда, фрактура.
А когда стали печатать книги, эти шрифты сначала вырезали из дерева, потом стали делать из металла.
Библия Гуттенберга была напечатана текстурой.
Гуттенберг понимал, что символы шрифта должны выглядеть по разному в зависимости от контекста.
Поэтому вырезал несколько начертаний для каждой буквы. И ставил то или иное начертание в зависимости от предшествующего символа. Чтобы текст лучше читался. Т. е. первый печатный шрифт сделан на основе рукописного.
Уже намного позже появилось понятие «лигатура» — несколько букв объединялись в один знак для улучшения читаемости. Например, ae, ff, ft, fi. В инете можно найти еще много таких.
Компьютерные шрифты сначала были растровыми (пиксельными) .
Привычные нам векторные шрифты первыми начала выпускать Adobe по технологии PostScript в начале восьмидесятых годов. Это шрифты PS.
Они повторяли классические гарнитуры. Их использовали для принтеров. Были ли среди них рукописные я не знаю.
Потом Microsoft сделала свой формат TTF, удобный для компьютера, но неуклюжий в плане типографики.
Сейчас в рукописных шрифтах активно используют тот же механизм, что и для лигатур. Два или больше символов заменяют одним для улучшения читаемости.
Например, дз, дд, уз, ур, вв. Чтобы нижние или верхние штрихи выглядели лучше.
Посмотри на сайте Лебедева варианты замены http://www.artlebedev.ru/everything/type/klinkopis/
Вывод: первые шрифты рукописные. У них всех много общего.
Саму историю смотри в инете.