Вы будете потрясены! Влияние каллиграфии на человека
Когда я стала изучать учебники Букварь за 1959, 1962 , 1980 и 2011, я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, почему?
Когда я стала изучать учебники Букварь за 1959, 1962 , 1980 и 2011, я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, почему? И вот что я нашла в интернете:
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет.
Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни.
Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.
Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы».
Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью.
Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера.
В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии.
Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса.
Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма.
У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.
Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни. Так, что из выше изложенного я как мама, решила ввести каллиграфию тоже. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
История Султаны или «всему своё время»
Султане было 4 года, когда началась наша история с играми в каллиграфию. В тот момент моей задачей было улучшить почерк Славяны. Я была погружена в ее проблему, искала новые решения.
Султана всегда была рядом с нами. Сейчас ей шесть. Она уже знает все буквы, пишет печатными и пробует прописные. Эта статья — о том, как Султана сама шла к своим знаниям.
Детство без развивашек
Перед Вами девочка Султана. Ей 4 года, она еще не знает всех букв, не читает. Она живет в своем волшебном мире единорогов и занимается тем, чем хочет.
Опыт со Славяной убедил меня в том, что первоначальные знания дети легко берут из обыденной жизни. Мы учим их считать, поднимаясь по ступенькам, знакомим с цветами по полотенцам. Порисовали, книжку купили, почитали.
Мы ничем специально не занимались. У нас не было, как в других семьях, развивающих занятий по расписанию. Славяна росла рядом со мной, а я была увлечена своей работой, бизнесом и прочей важной деятельностью. К семи годам у неё накопилось знаний в объёме, достаточном для того, чтобы «закрыть» полтора класса начальной школы.
Поэтому за развитие Султаны я не переживала. К тому же, когда есть старший ребенок, за ним тянется младший. А третий и вовсе идет на опережение. Нашему сыну Микаэлю сейчас два года, и он запросто считает до 12!
Я никогда не увлекалась ранним развитием детей. При этом мне нравилось создавать в семье ситуации и вводить такие жизненные принципы, которые позволяли бы им находиться в процессе обучения и незаметно получать важные навыки.
Так Султана оказалась внутри процессов необычных письменных практик.
Как у Султаны зарождался интерес
Повелительница страны волшебных животных наблюдала за тем, как я вывожу прописные буквы или пробую оформлять собственным письмом стены. Присматривалась к тому, что и как пишет Славяна. Интерес не заставил себя долго ждать. В какой-то момент на всём скаку Султана спрыгнула со своего единорога, водрузилась на стульчик и началось то самое.
«Отдай мне», «я хочу также, как ты», «это не Славянино, это мое». Султана хотела делать всё, что делали мы. И это было прекрасно! Хочешь? Бери! Если тебе нравится играть во взрослого, играй!
Когда зарождается интерес, важно подыграть.
Так Султана начала пробовать собственные силы в письме. Она садилась вместе с нами и делала всё, что хотела. Рисовала во взрослых прописях, обводила неизвестные себе буквы. Алфавит начинала с конца, зеркалила буквы, зачеркивала. Писала справа налево или снизу вверх. Её первые «шедевры» – это дёрганные линии, лишние штрихи, корявенькие буквы, смешные ошибки в словах.
У маленьких детей еще нет рамок, у них своё представление о мире. Они не будут писать буквы слева направо, потому что еще не знают этого правила. У них своя мысль об этом. И вот какая это мысль, из чего состоит их мир, можно узнать, если не вмешиваться в их работу. А вмешаться хочется!
Хочется скорее научить детей правилам письма. Только это не работает или дает временный эффект. Гораздо ценнее, если ребёнок сам в ходе собственных экспериментов дойдет до своего открытия.
Я никогда не исправляю ошибки. Придет время, когда Султана сама увидит свои ошибки и сама их исправит. Я знаю это точно, потому что мы прожили такое со Славяной. Когда дети видят ошибки и исправляют их сами, то потом они их не допускают.
Она всё повторяла за взрослыми, а я поддерживала её интерес.
Итак, я подыгрывала Султане, а она бралась за всё подряд и писала своим особенным способом. Даже куклой, надев её на руку. Это было похоже на хаос. Но он был управляемый. Я давала прожить ей все процессы. А прописи аккуратно складывала в отдельную папку, чтобы вернуться к ним через несколько месяцев. И вместе с Султаной радоваться ее прогрессу.
Что я делала с желанием критиковать Султану
Я наблюдала за обеими девочками, часто сдерживая себя от попыток сделать замечание. Мастерство приходит со временем, и первые шаги даются очень не просто. Начни я указывать им на ошибки и поправлять, все закончилось бы, так и не начавшись. Я хвалила и искренне восхищалась. С каждой работой они бежали ко мне с вопросом: «Мама, красиво?» «ОООчень красиво!» — отвечала я. И тогда они с удовольствием продолжали.
У родителей часто возникает напряжение, когда дети делают что-то не так, как должно быть во взрослой картинке. Кажется, что ребёнка не за что похвалить. Хочется его поправить, научить. Иной раз просто «закипаешь»! Палочка-выручалочка в этот момент – поставить себя на место ребенка.
Вспомните, как вы себя ощущали, когда делали что-то в первый раз? Например, когда учились водить машину? «Что ты делаешь! Куда ты руль закрутила?!» Такая «конструктивная критика» вас мотивировала? Было ли вам хорошо?Дети чувствуют то же самое, когда их «учат».
Когда я начала водить машину, целый год за рулем я испытывала стресс. И только через год расслабилась и поняла, что чувствую себя комфортно в процессе вождения. Когда я впервые проводила вебинар в прямом эфире, у меня тряслись руки, потели ладони, краснело лицо. Я боялась, что участникам не понравится, информация не будет полезной, что меня не поймут. Я испытывала сопротивление к происходящему, хотелось спрятаться.
Попробуйте создать себе ситуацию, когда находишься на границе перемен. Разве не будут возникать страх, неуверенность в себе, сомнения, желание всё бросить? Дети одномоментно осваивают много новых областей. Сложности «возводятся» в квадрат, в куб. Ребёнок только-только осваивает мир. Надо бы ему помочь, а мы, родители, стоит над душой и «подбрасываем дровишек в огонь», чтобы им еще сложнее жилось.
Встаньте на место ребёнка.
Это осознание поможет сойти с пьедестала блистательного критика и начать поступать по-взрослому: наблюдать за собой, вовремя останавливаться, задавать себе простые вопросы: что я сейчас делаю? как я реагирую? если я сейчас поступлю таким образом, то каков будет результат?
В наших силах снять собственное внутреннее напряжение, убрать негатив и сконцентрироваться на таких базовых вещах, как защита, выживание, близость. Когда мы создадим ребенку комфортные и безопасные условия, учиться ему будет легче.
Как Султана перестала ориентироваться на старшую сестру
А Султана тем временем сама взялась за дело. Брала брашпен, альбом для каллиграфии, садилась и самостоятельно что-то писала. Отрывалась, задавала вопросы, как пишется та или иная буква, и продолжала тренироваться дальше.
Порой получались очень интересные монстрики, а рядом — буква «М». Так началась у Султаны регулярная практика письма.
Я поддерживала интерес и помогала. У меня всегда с собой блокнот и несколько брашпенов. В любое время ожидания — в банке, на почте или в машине, когда Султане становилось скучно, я предлагала ей порисовать.
Если нет в доступе ничего интересного, берешь то, что есть. Детям не нужны игрушки. Наши палку, играем с палкой. Есть блокнот, играем с блокнотом. Так Султана стала много писать.
Султана напоминала мне о том, что надо захватить в дорогу предметы письма, а потом заботилась об этом сама. Блокнот и ручка в сумочке Султаны — обычное дело.
У меня всегда были с собой блокнот и несколько брашпенов. В любые периоды ожидания, когда Султане становилось скучно, она рисовала.
Следом за буквами в рисунках Султаны появилось слово. Это её имя. У нас есть правило — свои рисунки надо подписывать. Султана любила придумывать имена своим монстрикам и человечкам и подписывала их.
Можно найти другое решение, чтобы замотивировать ребёнка подписывать свои работы. Главное – не заставлять. Не хочет писать – пусть не пишет. В 4 года, как и в 5,6 лет, умение писать не является обязательным. Но можно что-нибудь придумать.
Далее пошли в ход записки и письма. Султана писала докторским почерком. Способ был интересный. Она начинала слева направо, а если останутся пустые места, вставляла в них слова. Такое письмо надо было еще расшифровывать. Я не исправляла её. Очень скоро она научится писать, как все. Эта милая её особенность, свой взгляд на чистый лист и перо, навсегда останется в детстве. И на бумаге, которую я сохраню.
А Султана приносила мне новые письма со словами: «Мама, порадуйся!». И я искренне радовалась. Письмо от ребёнка – это акт любви, которую я принимала с благодарностью. Мы радуемся, благодарим, собираем письма, бережно храним, пересматриваем их. Для ребёнка это как ответ: «Мама меня любит, все хорошо». Мама – самый важный человек в мире. Как просто показать своему ребенку, что ты ценишь его! И насколько действенна родительская похвала! Давайте пользоваться своим могуществом?
Записка для мамы – это акт любви. Надо принимать это с благодарностью. Так ребёнок понимает, что его любят и ценят.
Как мы поступали, когда интерес к письму у Султаны угасал.
Не бывает так, что ребёнок увлёкся чем-то навсегда. Дети только знакомятся с миром. Они имеют право переключатся на всё, что хотят. Им нужен отдых.
Наступил момент, когда у Султаны пропал интерес к письму. Здесь нужно новое вдохновение. Обычно оно возвращается, когда появляются новые прописи или приходит посылка с новыми инструментами. Выручали нас и праздники. Подарки всегда делаем сами. Чувствуя ответственность, Славяна уделяет больше времени подготовке, тренируется, оттачивает мастерство.
Я «подкидывала» Султане что-нибудь новенькое, но также позволяла ей ничего не делать. Должен быть и этот период. У спортсменов используется термин «эффект плато». У детей похоже: наигрался, напитался, отдохнул, что-то появилось новое в поле зрения, и ребёнок хочет учиться дальше.
Что помогало еще? В нашей семье были введены простые правила. Эти правила гласили, что есть регулярные занятия. Например, мы ежемесячно делаем календари. Для создания календаря нужно письмо. Практика? Практика. Или, например, мы подписываем рисунки, составляем списки в магазин. И так – постоянно.
Как я действовала в ситуации кризиса
Султана из тех детей, кто не любит действовать по правилам и чужим подсказкам. У неё всё по принципу «Я сама!». Еще бывают твёрдые: «я не хочу», «я устала», «я не буду», «мне не понравилось». С одной стороны, это — проверка, насколько мама поддерживает, насколько понимает. С другой стороны, это могут быть и капризы. И здесь очень тонкая грань, которую надо чувствовать. А где-то случается и просто «ну не хочу я сейчас». И это «не хочу» важно это уважать.
«Не хочу» ребенка нужно уважать.
То, что в периоды кризиса срабатывало со Славяной, не работало с Султаной. Она другая, она уникальная. Как я действовала? Помогала. Когда вижу, что нужна поддержка, я помогаю. Часто делали вместе, рука в руку, часто я доделывала за ней.
— Хочешь, чтобы я доделала, Султана?
— Да.
Разрешила, тогда я заканчиваю. Если посмотреть ее календари, то большая их часть доделана мной.
Было и так: «Мама, подпиши ты». Это тоже проверка, буду ли я ее поддерживать. Какое-то время я подписывала её работы , а потом говорила: «У меня есть свои дела, ты извини. Ты можешь подписать сама или жди, когда я закончу свои дела». И наблюдала за ней, что она решит?
Были и совсем непростые ситуации. Ноги на стол или сама под столом. «Ничего не хочу!».Такой период нужно просто пережить. Возможно, у ребёнка наступил новый уровень, старые правила уже не работают, а новые еще не вошли в привычку. Такой внутриличностный «раздрай», который проявляется во внешнем состоянии.
Добавилось трудностей, когда заработал проект «Игра в каллиграфию». Это была интересная практика. Не совсем простая для девочек. Мы тоже преподнесли её в виде игры: «Сегодня мы снимаем курс. Вы – преподаватели». Сначала была эйфория: «Что я еще могу! Я – преподаватель!». Когда прошёл первый курс, и появилось много тех, кому понравилось, для девчонок это было новое вдохновение.
Каждый ребенок, если он что-то умеет, может показать свою работу, кого-то чему-то научить. И вы можете ему в этом помочь.
Это был взлёт, и вместе с тем очень большая ответственность. Иногда нужно встать и сделать, даже если не хочется. Когда-то у девочек получалось, когда-то нет. Провести эфир, записать видео, помочь ученикам – это уже работа. А они – дети. С одной стороны, создав «Игру в каллиграфию», мы усилили образовательный процесс. С другой стороны, передо мной появилась задача – удержать этот процесс, чтобы он действительно работал, не нажимать на детей, не перечеркнуть всё, что было достигнуто.
Примерно через год мы вошли со Султаной в регулярные занятия, и здесь тоже появились сложности. В нашей семье есть правило: время для учебы и время для отдыха. Каждый день надо заниматься. Маленькая бунтарка срывала эти правила. Когда она отказывалась что-то делать, у нас работал договор. А в самые сложные моменты появлялись записки любви. В них я показывала, что для меня ценно в дочери, в её работе, говорила, что мне это нравится, благодарила её. Если посмотреть на все ситуации, как понимающий и поддерживающий взрослый, их можно преодолеть. Не стоит давить на ребёнка, угрожать, злодействовать.
Выход на регулярность в занятиях Султаны
Наши дети находятся на семейном образовании. Свое время для учебы (с утра до 16 часов) девочки распределяют сами. Среди этих занятий Султана выбирала разное для себя. Может математику выбрать, а может – каллиграфию. Занимаемся каждый день, всегда один ритм, выходных у нас нет. Конечно, можно организовать выходные, если захотим. Но обычно придерживаемся общего правила. Так письмо стало попадать в нашу ежедневную деятельность.
Когда у Султаны появлялись другие интересы, я подключала к ним письмо.
Султана — доктор? Доктор выписывает рецепты.
Султана — архитектор? Мы делали модели, давали зданию название.
Султана — художник? Художник придумывает название картины, свою особенную подпись.
Соединяя разные части в единый паззл, я показывала, как письмо реализуется в разных профессиях.
Со временем я стала вводить для Славяны теорию. Старалась подать её ненавязчиво и аккуратно. Мы немного изучали форму, ритм, композицию, базовые виды шрифтов. Узнавали, что такое эскизы. Разрабатывали собственные элементы и дизайн букв, выбирали подходящий.
В прописном шрифте разбирали соединение и наклон. И очень плавно перешли на практику тонкого пера. Это очень сложно даже для взрослого. Мы движемся медленно, но верно. Находим интересные курсы и подходы. Не просто пишем прописи, а делаем, например, новогодние открытки.
Мне приходится для этого адаптировать под детей взрослые курсы, экспериментировать вместе с девочками. Бывает зависание. Бывает, не всё получается. Но оглядываясь на наш путь, я вижу результаты, которые вдохновляют на изучение и раскрытие этой темы еще масштабнее.
Я всегда отслеживаю результаты. Наработанное так или иначе проявляется.
Как-то в Калининграде мы пришли на мероприятие. Из всех активностей для детей Султана выбрала стол, где была бумага и плоские маркеры. «О, это же каллиграфия!» — воскликнула она. Ребенок увлекся, мы даже провели экспромтом мастер-класс.
Ребенок начинает выбирать то, что ему знакомо, что он умеет, чтобы показать себя.
Очень быстро я заметила, что у Султаны четкий глазомер. Она пишет ровно без разлиновки, хоть и печатными буквами. У Славяны по-другому. Она до сих пор буквы или расширяет, или уменьшает. Возможно, это от того, что мы занимались с Султаной динамической гимнастикой и плаванием. Она более структурирована, соответствующие доли мозга у нее более созревшие. Она хорошо видит и понимает соразмерность, масштаб.
За два года у Султаны заметно выросла концентрация внимания. Если раньше она занималась пять минут, то сейчас легко выдерживает час и более. Недавно мы делали практику «Принцесса», и она полностью от начала до конца все сделала сама, потратив на это больше часа. Когда не отрываешь ребёнка от занятий, это постепенно приходит.
Еще один результат — Султана выучила буквы за счет игры в каллиграфию. Она просто спрашивала, что написано. Она выучила сама почти все буквы. Недостающие мы добрали вместе.
Как я это увидела? Случайно. Султана прочла мне надпись: «Животных в зоопарке кормить запрещено». Я была в легком шоке. Так, как обычно учат детей читать и писать, мы её не учили. Султана научилась читать через письмо.
Занимаясь каллиграфией, Султана научилась читать.
Однажды Султана читала вслух «Полианну». На одной из страниц был отрывок, оформленный прописными буквами, и я увидела, что ей не составляет труда прочитать пропись. Как это получилось? Мы не учили с ней, как пишутся прописные буквы! Помните, Султана начинала со взрослых прописей? Исписывала прописи Славяны, не понимая того, что пишет? Уточняла, если ей интересно было, что за буквы? Я думаю, за счет этого. Со временем она стала выделять знакомые буквы из текста. Так случился переход на чтение. И так же легко она перейдет с печатных букв на прописные в письме.
Сейчас Султана периодически тренируется писать прописью сама. Я знаю, что у неё всё получится, как это получилось у Славяны. Любое развитие легко совершить, если есть база любви к процессу.
Любое развитие легко совершить, если есть база любви к процессу.
Как-то мы взяли с полки новую книгу с захватывающим сюжетом и потрясающим оформлением в нашу тему. Все слова написаны разным шрифтом, созвучно своему значению или эмоциональной окраске. Книга будто ждала подходящего момента, и он настал. Мы не только читали, но и рассматривали текст, обсуждая особенности написания.
А еще она стала отмечать детали и строение букв:
— О, мама, смотри какая интересная буква «В»
— И буква «Ж» необычная, состоит из 3 элементов.
Теперь любая привлекательная упаковка, надпись, оформление подвергаются детальному рассмотрению на тему «уникальности написания». То, как Султана стала видеть текст, шрифт, буквы, меня радует больше всего.
Результат за два года: Султана пишет, читает. Она научилась этому сама в естественном свободном процессе. Следовала за своими интересами, брала всё, что можно из среды, в которую она оказалась погружена. Сама принимала решения, что и как делать. Ориентировалась на Славяну, экспериментировала. Оглядывалась на меня в поисках поддержки и всегда её получала.
Сейчас Султана постоянно проявляет себя в письменности. При любых обстоятельствах она пишет мне мини-записки. Так она общается. Она ведет дневник, пишет объявления.
У каждого ребенка своя цель, свой уровень, свой темп. Путь Султаны к письму растянулся на два года. Это долго? С одной стороны, да, долго. С другой стороны, два года – это совсем мало, когда обучение происходит через саму жизнь. Но и результат, друзья, какой результат!
А теперь главное про Султану.
Недавно у нас была беседа с куратором, которая пришла работать в проект «Игра в каллиграфию» преподавателем. Девушка поделилась со мной своей болью: «Настя, я не могу преподавать. У меня так хорошо пошло с учениками проекта, но с собственными детьми ничего не получается. У них нет результата».
Это не так. Если мы играем в каллиграфию и преподаем, я должна показывать стремительный прогресс Султаны? Она уже должна пером писать? Должна быть каллиграфом? Нет! Ей не надо быть каллиграфом, она спортсменка, но она любит игру в каллиграфию. Если бы мы показывали идеальную картинку, ничего бы не получилось, не родился бы наш проект. «Игра в каллиграфию» – это жизнь, это путь со всеми его взлётами, падениями, «эффектами плато».
Мы с Султаной очень быстро перешли к простым композициям (одно слово на листе). После простых композиций логично переходить к сложным. Но она к ним не переходит. Нет запроса. Я ей предлагаю, реакции нет. Долгое время они делала простые композиции на листе. Действительно долгое: проекту уже три года.
Вот и своевременность. Я ждала этого два года! Если бы я раньше призывала её: «Давай-давай!», это не дало бы такого эффекта. Во-первых, сейчас она увидела, что у них с Милой разные уровни. Во-вторых, мы вместе оценили, почему это так. И теперь она готова идти дальше, готова брать теорию и замечать свои ошибки.
Главное об «Игре в каллиграфию»
Самый главный мой запрос был такой: как сделать так, чтобы дети полюбили процесс письма?
С помощью игр и каллиграфии, мы достигли этого результата быстро. Рутинные тренировки стали в радость. А дальше — просто ставили новые ориентиры, поднимали планку.
Самый классный проект, самая любимая работа всегда содержат рутину. Есть много того, что не нравится. Это просто составная часть процесса. Также в процессе письма. Есть сделанная картина, интересная работа над ней, а есть рутина — тренировки и практика в прописях. В наших курсах и проектах «Игры в каллиграфию» мы ставим дело так, что рутина становится частью процесса и не отторгается ребенком.
За это время у меня сформировалась комплексная система. Я с радостью делюсь своими наработками. Как должен выглядеть естественный обучающий процесс? Пусть маленькими шагами, но мы идем по его ступеням уже третий год. Делаем большое и доброе по отношению к нашим детям дело. Не надо много усилий. Есть очень простые правила.
Мы всё можем сами. У ребёнка будет в школе прекрасный учитель? А вдруг нет? Мы сами в силах создать пространство и заложить базу, которую пытаемся найти где-то еще. Мы сами должны научиться базовым вещам и передать это детям.
Заложить любовь к учебе может каждый Родитель, я в этом уверена!
Всем рекомендую посмотреть мой бесплатный вебинар «Как легко научить ребенка писать красиво», где я рассказываю:
— об истинных причинах плохого почерка,
— о том, как письмо влияет на развитие интеллекта наших детей,
— о том, как почерк можно улучшить всего за 20 минут в день,
— о том, в каком возрасте можно начинать увлекать в процесс,
— когда и на что именно обращать внимание в разные возрастные периоды.